Фарфор Корё

Корейцы с раннего периода истории человечества создавали множество культурных ценностей. Из них особое место занимает фарфор Корё с высокой декоративностью и пластичностью, вошедший в историю средневековой керамики мира.
В фарфоре Корё был известен селадон.
Селадоновые изделия Корё бывали украшенные и неукрашенные. Украшались рельефным узором, инкрустацией и росписью. Лучшими изделиями считались инкрустированные. На поверхности тонко высекали узоры, заполняли их белой или черной глиной, покрывали глазурью и обжигали.
Селадон начал изготовляться частично в конце 10 века. Инкрустированный селадон получил большое развитие со второй половины 11 века. Изделия селадона были красивого малахитового цвета, тонкими, с округлостью линий, разнообразны в форме.
С середины 13 века фарфор Корё стал приобретать серовато-голубой или густой серовато-голубой цвет, становился толще с узорами, изображенными строгими линиями. Это давало фарфору ощущение прочности и простоты.
Селадон Корё отличается красивым цветом, своеобразием орнаментов и разнообразием формы.
Цвет селадона изящен со спокойным и нежным тоном. Этот цвет является изысканным, средним между зеленым и голубым с блеском.
О селадоне поэт Ли Гю Бо (1169 – 1241 гг.) писал: «блеск сапфира, сияние хрусталя», «опрятен, как обработанный нефрит», «гладок, как нежная кожа».
Селадон украшен разными тонкими и изящными узорами с цветной гаммой.
На нем изображались человек, животные, растения и явления природы, символические узоры или буквы.
Мотивами служили предметы и явления окружающей человека природы, и изображения животных и растений отражали мечту и надежды людей Корё.
Примечательно и умелое использование цветной гаммы. И применялись разные методы украшения. Изображения животных и растений так живы, что в них чувствуются ритмичность, динамичность и даже пульс.
Селадон отличается разнообразием формы.
Были чашка, графин, миска, тарелка, чайник, кувшин, горшок, ваза и т. д. Эти изделия изготовлялись разными формами. Одна только тарелка бывала большая, маленькая, глубокая, мелкая, круглая, 8- и 10-гранная.
Формы фарфора не были схематизированы, мотивами служили предметы, найденные в природе.
Лучшими считаются графин с изображением облака и журавля, чайник с инкрустированными изображениями мальчика и винограда.
Живость изображения подчеркивалась и подбором ярких и нежных тонов цвета.
Таким образом мастера Корё показали большое умение сочетать в фарфоре художественность и пластичность.
Неслучайно о селадоне Корё писали знаменитые поэты и писатели как о мировом сокровище, а фарфоровые изделия Корё экспонируются в музеях многих стран мира.
Сегодня в Корее продолжаются традиции фарфорового производства и прилагаются усилия к изготовлению селадона согласно эстетическим потреблениям современности.


Назад

Рейтинг@Mail.ru