Торговля - это борьба за выживание

Жизнь людей в Северной Корее. Часть 1

18 июня 2008 г.
Автор: Чон Гвон Хо

Цена на рис на Чанмадане () [рынках], начиная с июня месяца, падает. Цена на рис в одно время возросла до 3000 вон, а теперь упала до 2400 вон за килограмм, что идентично цене на начало апреля. С приближением сезона сбора картофеля и распространением новостей о скором прибытии продовольственной помощи из США, предполагается, что продовольственный кризис пойдёт на убыль с середины июня. Однако, хотя ситуация и не находится на гране жизни и смерти, граждане продолжают голодать. Daily NK, по показаниям трёх свидетелей, которые выезжали из Северной Кореи между маем и июнем, пытается составить представление о жизни граждан Северной Кореи.
          Один доллар США примерно равен 3500 вон Северной Кореи.

Даньдун, Китай - Гражданин Северной Кореи "А" продаёт ткани из Китая на рынке в Пхеньяне. Он сказал, что лично не видел людей, которые умерли от голода. Ещё он отметил, что цена на рис резко упала. Однако две из каждых пяти семей питаются только жидкой кашей по два раза в день. За исключением руководителей, все, так или иначе, недоедают.
"В одно время цена на рис в Пхеньяне поднялась до 3000 вон за килограмм, но, начиная с конца мая, высококачественный шлифованный рис можно уже купить за 2500 вон, рис среднего качества - за 2400 вон, не нешлифованный серый рис - за 2300 вон. Дикий рис, который импортируется из Северо-Восточной Азии, продаётся за 2300 вон.
После того как по радио передали о том, что рис прибудет из США, рис стал дешеветь, и многие люди ринулись продавать рис, опасаясь, что в дальнейшем он ещё подешевеет. Цена на кукурузы не снизилась. Она держится на уровне около 1500 вон. На Чанмадане нет недостатка риса, но кукурузы не хватает. Причина этого заключается в том, что в прошлом году ходили слухи, что выращивание сои и приготовление тофу станет прибыльным делом, и многие начали выращивать сою взамен кукурузы.
По словам "А", примерно 40% граждан (20% чиновников в Пхеньяне и 20% состоятельных людей) питаются рисом. Они говорят, что не очень беспокоятся по поводу того, что продовольственное снабжение на следующий год будет распространяться в конце этого года. 40% обычных граждан питаются смесью из кукурузы, а также едят лапшу и 20% наиболее бедных граждан питаются только жидкой кашей.
Эти 20% самых бедных граждан обычно смешивают кукурузу, овощи и юбу (готовится из тофу) и делают жидкую кашу из этих ингредиентов. С мая месяца, когда начался сезон весенней капусты, которая продаётся за 40 вон, ситуация немного улучшилась. Тофу стоит примерно 200 вон за пачку. Жидкая каша из одной пачки тофу может накормить семью из 4 человек.
"Сейчас можно спастись, торгуя на Чанмадане. За исключением жителей округа Чун и его окрестностей, где люди часто мобилизуются на различные цели, 7 из каждых 10 семей делают деньги на Чанмадане. Только на рынке Тхониль (Объединение) Пхеньяна, количество людей, занимающихся торговлей, составляет 5000 - 6000 человек. Размер торговых лотков составляет примерно 50 на 50 см. Также около 2000 людей торгуют вне рынка".
"Есть люди, которые занимаются торговлей на аллеях и в переулках. На рынке Тхониль в основном торгуют люди, проживающие ну улице Тхониль. Торговцы из других мест сюда не допускаются. Это очень большой рынок и чиновники из других регионов часто приезжают на этот рынок за покупками".
Мистер "А" сказал, что продажа на рынках промышленных товаров и косметики считается прибыльным делом. Торговцы зарабатывают в день около 5000 вон и 150000 вон в месяц. На эти деньги можно покупать по 2 кг риса в день. Больше всего денег зарабатывают торговцы морепродуктами. Они зарабатывают около 7000 - 8000 вон в день. Морепродукты в основном покупают чиновники, у которых есть деньги и уже имеется рис.
У бедных людей нет начального капитала для начала бизнеса, так что большинство из них продают лапшу или другие продукты питания. Они зарабатывают примерно 1500 вон в день, на что можно купить около килограмма кукурузы. Для людей, которые продают продукты питания, торговля - это борьба за выживание.
"На деньги, вырученные за счёт торговли, жители Пхеньяна покупают еду. Однако, с ухудшением продовольственной ситуации, есть семьи, которые едят лишь два раза в день. Семьи, которые раньше ели рис и кукурузу, смешивая их в соотношении 50% / 50%, теперь перешли на соотношение 20% / 80% или 30% / 70%. Некоторые люди получают деньги от родственников из Китая или перебежчиков. Лучше всех живут те, кто занят в бизнесе по перевозке товаров или состоит в организациях, отвечающих за поступление иностранной валюты в страну".
"А" также сказал, что сельскохозяйственные работники на ферме вблизи Пхеньяна получают 70% от нормы продовольственного снабжения. Но ситуация в Пхеньяне, по сравнению с провинциями, значительно лучше. Однако и здесь продовольствия постоянно не хватает. К тому же людям необходимы товары каждодневного потребления и одежда.
В результате люди всё больше полагаются на частные сады и земельные участки на крутых склонах гор. Люди получают с ферм овощи и продают их или идут в удалённые горные районы Пхеньяна и обменивают их у фермеров, которые обрабатывают свои частные участки в горах, на кукурузу и промышленные товары.
Мистер "А" рассказал, что семьи среднего достатка выращивают домашний скот, собирают целебные травы или варят ликёр на продажу. Отходы от производства ликёра используются для корма скота. Две бутылки кукурузного ликёра приносят 500 вон прибыли. Однако власти категорически запрещают изготавливать ликёр в домашних условиях. Если такой факт выявляется властями, то виновник, а также староста Народной Группы, к которой приписан виновник, высылаются в сельскую местность.
Сбор мёда, в соответствующий сезон, является прибыльным делом. В мае, когда зацветает акация, возрастает количество людей, собирающих мёд в горах. В окрестностях Пхеньяна в горах довольно много растительности, местами даже растут деревья, что способствует появлению мёда. Один человек может собрать около 100 кг мёда в месяц с примерно 15 ульев. Мёд обычно применяется для медицинских целей, а также его едят чиновники.
"А" рассказал, что работники заводов не получают продовольствия, поэтому для выживания они должны полагаться только на себя. Жители Пхеньяна пытаются всеми способами заработать иностранную валюту. Для этого они стремятся отправиться в Россию или на Ближний Восток.
"Самое большое желание рабочих Пхеньяна - отправиться на заработки за границу. В последнее время они отправляются даже на Средний Восток, в Южную Азию, в Африку и в Демократическую Республику Конго. При этом срок работы за границей составляет 3 года. Рабочие, которые уезжают в Россию или Конго, возвращаются с 10000 - 20000 долларов".
"С этими деньгами они могут купить дом и вложить деньги в какой-нибудь бизнес. За границей рабочие выполняют не только работу по контракту, но и занимаются сельским хозяйством. Этим самым они пытаются сэкономить как можно больше денег. Достаточно много людей, которых я знал, уехали на заработки за границу. На каждые 100 мужчин-рабочих приходится 1-2 таких людей. Для того, чтобы отправиться за границу, необходимо дать взятку в 300-400 долларов".
Мистер "А" сказал, что настроение граждан, которые отправляются на заработки за границу не так уж и безоблачно. Им предстоит упорная работа. Часто, после возвращения домой с деньгами, рабочие покупают хорошие дома и после этого у них почти не остаётся денег.
В конце интервью "А" сказал: "Положение в Северной Корее тяжёлое. Однако, после Трудного Похода, люди добывают деньги, обрабатывая свои частные участки, занимаясь бизнесом, отправляясь за границу на заработки, а также получают их от родственников и воруют. Сейчас государство собирает у частных лиц деньги под любыми предлогами.
"В Синыйджу () до сих пор проводится проверка таможни. Если государство откроет таможни, жить станет легче, но она пока государство не торопится этого делать".

Назад

Рейтинг@Mail.ru