ОАО "РЖД" начало реконструкцию Транскорейской железной дороги

4 октября президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин принял участие в торжественной церемонии открытия проекта реконструкции Транскорейской железной дороги на участке Туманган – Раджин /Северная Корея/ и строительства контейнерного терминала в порту Раджин.

В этот день на северокорейской пограничной станции Туманган состоялась торжественная укладка первого звена рельсошпальной решетки участка. Всего предстоит уложить 54 км.новых путей совмещенной колеи, реконструировать десять железнодорожных станций, три тоннеля, более 40 мостов и других искусственных сооружений. В результате, пропускная способность участка Туманган - Раджин возрастет до 12 пар поездов в сутки, провозная – до 4 млн. тонн грузов.

На начальном этапе проекта ОАО "РЖД" ставит задачу привлекать на Транссиб из стран АТР, в первую очередь, Южной Кореи, ежегодно 100 тыс. TEU/контейнеров в 20- футовом эквиваленте/.

- Уже в 2011 году со станции Хасан возможно будет принимать более 35 тыс. контейнеров, в 2012 году- 70 тыс., а в 2013 году выйти на уровень в 100 тысяч, - сообщил Владимир Якунин.

Президент ОАО "РЖД" также отметил, что реконструкция участка Туманган-Раджин является пилотной частью большого проекта модернизации Транскорейской магистрали. - Её восстановление позволило бы, учитывая возможности Транссиба, создать самый протяженный евро-азиатский транспортный коридор /свыше 10 тыс. км/. Доставка контейнеров по направлению Восток-Запад железнодорожным путем займет в два раза меньше времени, чем морским, - подчеркнул на церемонии Владимир Якунин.

Напомним, проект реконструкции Транскорейской железной дороги и ее интеграции с Транссибирской магистралью приобрел актуальность после того, как в июне 2000 года на историческом саммите в Пхеньяне руководители Южной и Северной Кореи приняли решение о восстановлении железнодорожного сообщения между двумя частями полуострова, которое было прервано в 1953 году.

В августе 2001 года в Москве Президент России и лидер Северной Кореи в свою очередь зафиксировали договоренность о создании нового железнодорожного коридора, соединяющего Корейский полуостров с Россией и странами Европы. Тогда же было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российскими железными дорогами и Министерством железных дорог КНДР о реконструкции северокорейской части Транскорейской магистрали – так называемого "восточного участка", проходящего вдоль побережья Восточного моря и стыкующегося с российской сетью железных дорог через пограничный переход Туманган /Северная Корея/ – Хасан /Россия/.

Несмотря на непростое развитие обстановки на полуострове в последующие годы, российская сторона продолжала работу над проектом: была проведена серия обследований и инженерных изысканий в Северной Корее, разработаны основные проектные решения, проведены многочисленные переговоры с представителями обеих Корей.

В результате, на трехсторонней встрече железнодорожников России, Южной и Северной Кореи в марте 2006 года во Владивостоке было принято решение начать восстановление Транскорейской железной дороги с реконструкции 54-км участка от российской приграничной станции Хасан до северокорейского порта Раджин и строительства в Раджине контейнерного терминала.

Спустя год, в мае 2007 года состоялось долгожданное символическое соединение Транскорейской магистрали и пробные пробеги поездов через демилитаризованную зону между Югом и Севером по двум направлениям, "западному" и "восточному".

А еще через год, в апреле 2008 года, ОАО "РЖД" подписало соглашение с северокорейскими партнерами о создании в особой экономической зоне "Расон" совместного предприятия для реализации пилотного проекта Хасан – Раджин. Совместная компания "РасонКонТранс" учреждена на 49 лет. Российская инвестиционная доля составляет 70%, северокорейская сторона внесла в уставный капитал права на 20 га территории порта /30%/. Кроме того, совместное предприятие на условиях аренды будет оперировать участком Туманган – Раджин.

Совокупные затраты на проект предварительно оцениваются в 150 млн. евро. Возврат инвестиций будет осуществляться за счет эксплуатации инфраструктуры и организации транзитных контейнерных перевозок через порт Раджин с выходом на сеть российских железных дорог. Предполагается, что СП будет самостоятельно регулировать тарифы на перевалку контейнеров в порту Раджин и транзитные перевозки на участке Раджин – Туманган исходя из условий рыночной конъюнктуры.

Осуществить полное восстановление Транскорейской железной дороги с учетом стоимости этой работы /по предварительным оценкам составляет 7-8 млрд. долл./ возможно было бы в рамках международного консорциума, участниками которого могут стать все заинтересованные страны и компании. Эту идею поддержали правительства России, Юга и Севера Кореи. К проекту проявляют интерес инвесторы из Германии, Италии, Финляндии, Японии, Китая и других стран.

Однако уже в ближайшей перспективе появится возможность предоставлять грузовладельцам "сквозную услугу" по транспортировке контейнеров на всем маршруте от Пусана до получателей в России, СНГ или Европе. В рамках реализации пилотного проекта планируется создание логистической компании с участием южнокорейских экспедиторов. По их расчетам, на начальном этапе на данный маршрут могут быть переключены с моря ежегодно до 100 тыс. контейнеров. Полная проектная мощность терминала 400 тыс. TEU, а в дальнейшем площади порта позволят увеличить переработку контейнеров до 600-700 тыс. TEU в год.

В целях увеличения грузопотока прорабатывается вопрос предоставления специальных тарифных условий на перевозку по российской территории в виде пониженной платы за использование железнодорожной инфраструктуры. Также на станциях Хасан и Туманган планируется упростить таможенные и пограничные формальности и создать, таким образом, максимально комфортные условия для движения грузов.

Кроме этого, рассматривается возможность реконструкции в рамках совместного российско-северокорейского предприятия участка железной дороги от порта Раджин до границы с Китаем с последующим совместным оперированием, что позволит привлечь в Раджин китайские грузы.

Таким образом, в результате реализации проекта у ОАО "РЖД" появляется выход в еще один порт в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С учетом этого, а также планомерного увеличения перевозок грузов из АТР через морские порты Приморья /Посьет, Зарубино, Славянка/, Российскими железными дорогами планируется серьезная модернизация инфраструктуры на 240-км участке российских железных дорог Барановский – Хасан, являющимся связующим звеном между Транскорейской магистралью и Транссибом.

В настоящее время завершается разработка ТЭО проекта модернизации линии Уссурийск – Барановский – Хасан. Реализация проектных решений позволит увеличить пропускную способность участка Барановский – Хасан до 20 пар поездов в сутки, а провозную – до 17 млн. тонн в год. Предварительная сумма инвестиций в модернизацию инфраструктуры – свыше 10 млрд. рублей.

06 октября 2008 г., ПРАЙМ-ТАСС

Назад

Рейтинг@Mail.ru