Северная Корея и Туризм

Первый вопрос, который обычно задают - "Можно ли посетить Северную Корею туристом?". Отвечаю - "Да, можно". В КНДР есть государственная туристическая компания "Рёхенса" (KITC - Korea International Travel Company), организующая путешествие по стране. Она имеет соглашения с рядом российских компаний о приеме туристов. Одна из таких компаний, услугами которой мы пользовались - Шамбала Трэвел http://www.shambhala.ru/. Ограничения на посещение принимающая сторона накладывает только на журналистов и писателей.
Второй вопрос, который задают после получения ответа на первый - "Зачем туда ехать?" Ответить на него сложнее. Фактически весь отчерк и будет давать пищу для размышлений, чтобы вы сами нашли на него ответ.
Северная Корея - удивительная страна, не похожая ни на одну другую. В ней существует социалистический общественный строй. Страна находится в условиях экономической изоляции и жесткого экономического и энергетического кризиса. При этом она располагает ядерным оружием, строит и испытывает баллистические ракеты, запустила спутник. Все это характеризует высокое развитие науки, техники и технологии. Считается, что она, при населении около 22 миллионов человек, обладает одной из самых боеспособных армий в мире. Страна за 50 лет послевоенного развития превращена неприступную крепость. Захватить ее обычным путем практически невозможно. Этому помогает горный ландшафт, занимающий 84 процента территории. Все, представляющее стратегическую важность, находится глубоко под землей. Собственная оборона - приоритетное направление внутренней политики, на реализацию которого направляются существенные материальные ресурсы государства. При осуществлении агрессии, дальнобойная артиллерия, установленная вдоль границы с Южной Кореей, в одно мгновение может сравнять с землей Сеул, ракеты достанут до Токио и других городов Японии. Запуск спутника продемонстрировал потенциальному противнику возможность доставки ядерного заряда в любую точку Земли для ответного удара. Развитие агрессии по Югославскому сценарию невозможно. Можно, конечно, сравнять страну с землей массированным ядерным ударом. Только не очень это будет напоминать "распространение демократии" и "освобождение народов". Раскачать и разрушить устои государства изнутри, приведя к власти нужных людей (оранжевый, розовый и прочие перевороты в странах бывшего СССР) также представляется невозможным, так как Северная Корея - одно из самых закрытых и изолированных в мире обществ. Иностранцы, посещающие страну, не имеют возможности общаться с местным населением.
С точки зрения личной безопасности это одно из самых безопасных государств в мире. Преступность и криминал практически отсутствуют. Вероятность кражи и, тем более, разбойного нападения равна нулю. Дополнительно, за пределами отеля туристы всегда находятся в сопровождении двух гидов.
Обслуживание - на высшем уровне. Не в плане крутизны отелей (они в основном напоминают советские Интуристы), а в плане отношения к туристам гидов и обслуживающего персонала. Оно исключительно доброжелательное, я бы сказал, по - детски наивное. С удовольствием слушают наши рассказы о России и других странах, задают вопросы. Очень больно относятся к тому, что говорят и пишут про их страну за рубежом. В этом, наверно и есть причина ограничений на въезд журналистов и писателей, статьи которых часто носят дискредитирующе - издевательский характер.
Страна обладает исключительно красивой природой, особенно в горных районах. Корейцы очень бережно относятся к памятникам старины - гробницам королей, храмам. Правда, большинство из них восстановлено или вообще является новоделом - следствие попытки США "внесения демократии в массы". Во времена Корейской войны страна была разрушена практически до основания.
В чем - то Северная Корея похожа на наш Советский Союз, но отличия все же сильны. Этническая однородность - практически все население корейцы. Очень сильно отличается менталитет. Нет русского "пофигизма", и надежды на авось. Сильны позиции конфуцианства. Есть различия в отношении к лидерам государства - Президенту Ким Ир Сену и Руководителю Ким Чен Иру. Оно скорей не как к руководителям страны, а как к отцам - основателям. Купить бюст, портрет, значок туристу невозможно. Они не продаются. Объяснение гида - "это не может быть сувениром".
Как уже упоминалось выше, передвижение по стране возможно только в составе группы (1 человек - тоже группа) и в сопровождении гидов, причем только по установленным маршрутам, в той или иной степени охватывающим основные достопримечательности станы. Изменения в утвержденную программу внести можно, но в очень незначительных пределах. Свободно гулять по городам не получится, равно, как и общаться с местным населением, которое на контакт не идет и к попыткам их фотографировать относится крайне отрицательно. Попросту говоря - шарахается от иностранцев. Видимо, сказывается воздействие пропаганды. Исключения - сами гиды, обслуживающий иностранцев персонал и местные жители во время массовых мероприятий, шествий, гуляний, празднеств. Так, на свадьбе нам с удовольствием позировали жених с невестой и гости. Гиды предупреждают о необходимости обязательно спрашивать разрешения людей при их фотографировании.
Что можно и что нельзя фотографировать. Фотографировать нельзя военные объекты, военные и милицейские посты (регулировщиц в Пхеньяне - можно), самих военных. Все остальное фотографировать можно, но настоятельно просят не снимать людей за работой, людей крупным планом, любой ручной труд, старый автотранспорт, любые недостроенные объекты. На просьбу остановиться на маршруте и выйти поснимать ответят вежливым отказом. Остановки - только в отведенных местах. Поэтому практически вся страна была мною снята через стекло движущегося автобуса. В конце первого дня нашего путешествия оба наших гида подошли ко мне в отеле и попросили показать фотографии (у меня цифровой аппарат). Это меня удивило, но отказать я не мог. Несколько фотографий меня попросили удалить. Без объяснения причин. Сколько я не смотрел на эти фото перед их удалением, так и не понял, что они увидели там криминального. Просто сфотографированная природа. Ну да ладно. Со временем я понял и принял их "правила игры" и к месту и не к месту стал спрашивать "можно ли снимать", чем вызывал их смех. К слову сказать, мой фотоаппарат (Canon 300D + EFS 17-85) наделялся нашими гидами какими - то сверхъестественными возможностями. При просмотре кадров на экране есть стандартная функция zoom - укрупненного просмотра куска кадра. При этом, естественно, проступают детали не видимые на общем плане. После того, как они обнаружили эту функцию, стали активно ею пользоваться для просмотра кадров. Отношение к аппарату стало как к разведывательному инструменту (понятно, жмешь на "плюсик" и все дальше становится видно). Просьба удалить некоторые снимки природы, думаю, являются следствием перестраховки. Я пытался им объяснить, что любой пленочный аппарат с аналогичным объективом даст еще лучшую детализацию. Но тщетно. Только улыбка в ответ.
Есть еще одна причина посещения Северной Кореи. Она касается моего отношения к туризму как таковому. С чем у вас ассоциируется любая туристическая достопримечательность? Назовите первое, что пришло в голову. Попытаюсь угадать. Это отели и кафе на каждом шагу; магазины и сувенирные лавки, которыми заняты первые этажи исторических зданий; навязчивые предложения торговцев что - либо купить; и, естественно, туристы, туристы, туристы. Чтобы сфотографироваться на фоне чего-либо (Это - я, а это - Пизанская башня), надо или выстоять очередь или улучить момент, когда в кадре минимальное количество людей или брать неудачный ракурс или плюнуть на все и снимать как есть с мыслью в голове "понаехали тут".
Кто-то меня, конечно, не поймет, так как описанное для него естественно, он к этому привык и не представляет, что может быть по другому. Более того, задастся вопросом "А где же жить, где есть, а сувениры где же покупать?". Я отвечу вопросом на вопрос - "Зачем Вы едете за границу? Почему именно в эту страну?". - "Достопримечательности посмотреть, много нового узнать, историей интересуетесь? А в краеведческом музее в вашем родном городе Вы были? А В соседнем?" "Нет? А что так?" "А сколько башен у московского Кремля, а колонн на фасаде Большого театра?". - "Не знаете? На сто рублевую купюру посмотрите, там нарисовано".
Не надо себя обманывать, подавляющее большинство сограждан не интересуется ни собственной, ни чужой историей. На экскурсиях они, нахватаются терминологии, некоторых исторических и современных легенд: "Здесь Ньютон проверял Закон Тяготения. Видите отпечаток на камне"; "А здесь Афродита вышла из пены морской. Завяжите узелок, загадайте желание - обязательно сбудется"; "В этот фонтанчик монетку бросьте - к возвращению". Подкрепленный фотографиями с собственной физиономией то тут - то сям, рассказ о путешествии будет очень хорошо звучать в компании под пиво.
Туристический бизнес призван выжимать максимальное количество денег из туристов. На то он и бизнес. И здесь не предложение идет за спросом, а спрос за предложением. Мы ездим на те экскурсии, куда возят, едим там, где предлагают, смотрим то, что показывают, слушаем то, что говорят. Если и читаем внимательно путеводители, то до экскурсии и для того, чтобы небрежно поправить гида "не 70, а 71,5 метра высота этой башни", чем снискать восторженные взгляды сотоварищей по экскурсии.
Практически во все туристические достопримечательности встроена инфраструктура по конвейерному обслуживанию туристов. Во многих случаях она эти достопримечательности поглотила. От них остались одни постройки. Из них исчез Дух. Предлагаю критерий поглощения. По мановению Волшебной Палочки исчезают все туристы. И мы смотрим, что из этого вышло. Жизнь продолжается в прежнем ритме или наступил ступор. Бедная Венеция, эта достопримечательность ради достопримечательности, эта вещь в себе. Неужели гондольеры продолжат катать по каналам венецианские влюбленные парочки и по прежнему пройдет знаменитый фестиваль? Скорее только стаи голодных голубей будут носиться над пустой площадью Св. Марка в надежде, что кто-нибудь как и раньше потратит евро на пакет крошек и покормит их. Единственная достопримечательность сегодняшней Венеции - это толпы, гигантские толпы туристов, которые непонятно зачем лезут на небольшой пятачок суши. Это большой, непрерывно идущий спектакль под открытым небом. Местом паломничества туристов при желании можно сделать любой камень в поле. Надо только подвести под это идеологическую базу и дать раскрутку. Примеров - масса.
В известном рассказе Бредбери "И грянул Гром" герой путешествует в прошлое на машине времени. Корпорация, организующая это путешествие, основной своей задачей видит изоляцию путешественника от окружающей среды по причине возможных последствий в будущем от воздействия на прошлое. В моем понимании, такой подход - это и есть настоящий туризм в чистом и идеальном его проявлении. Только для глаз. Путешественник, посещая различные места, не оказывает никакого влияния на естественный ход событий, и уж тем более, они под него не подстраиваются. Жизнь местного населения идет своим чередом, а турист выступает исключительно в роли наблюдателя.
Конечно, ему надо где-то ночевать, обедать, он должен передвигаться по стране и т.п. Значит, инфраструктура обслуживания быть должна, но она полностью спрятана с глаз и не доступна для местных жителей. Такой туризм по определению не может быть массовым.
Ближе всего к идеалу находится именно Северная Корея. Считанное количество изолированных от внешнего мира отелей, предоставляющих все виды тур сервиса, изоляция от местного населения, передвижение строго по маршруту с остановками в строго определенных местах, спец. рестораны и сувенирные магазины, находящиеся в неприметных зданиях с входом через дежурного (справедливости ради замечу, не все). И самое главное - практически полное отсутствие туристов. Все работает, все открыто, везде нас ждут и встречают. С радостью готовы обслужить, провести экскурсию. В пустом ресторане к нашему приходу уже накрыт богатый стол. При этом всегда, круглосуточно в нашем распоряжении гиды и водитель с автобусом. (О том, как и зачем я ездил по ночному Пхеньяну будет рассказано ниже).
Конечно, причины такого отношения к туристам в Северной Корее не совсем те же, что в рассказе Бредбери. Скорее, главенствующую роль играют вопросы национальной безопасности, но, тем не менее, результатом этого является уникальный туристический продукт.

Назад

Рейтинг@Mail.ru