Москва - Пхеньян

Нам повезло с перелетом. Мы сумели попасть на единственный в году прямой чартер Москва - Пхеньян. Обычный путь туриста в Северную Корею лежит через Владивосток или через Пекин с пересадкой на рейс Корейской авиакомпании Эйр Корё. Прямого регулярного сообщения с Москвой нет уже много лет. При оформлении тура нам подсказали, что если выбрать время путешествия определенным образом, то можно будет подсадить нас на арендованный принимающей стороной самолет с артистами из России. Они приглашены правительством Северной Кореи на ежегодный фестиваль "Апрельская Весна", проходящий в Пхеньяне и посвященный празднику "День Солнца" - дню рождения Президента Ким Ир Сена. Перспектива пролететь корейскими авиалиниями и посетить Китай была заманчивой, но после обсуждения была принесена в жертву удобству и быстроте.
Еще за несколько дней до вылета оперативное табло аэропорта Шереметьево подвергалось периодическому изучению на предмет наличия в плане заветного рейса 7579. Однако чартер появился в расписании только в день вылета. Методом исключения мною было предположено, что мы полетим на дальнемагистральном аэробусе Ил-96, способном покрыть необходимое количество тысяч километров без посадки.
Итак, день отлета, 10 часов вечера. Мы заходим в полупустой зал вылета аэропорта Шереметьево Терминал-2. Наш рейс на восток последний в этот день. Следующий за нами рейс через 2 с половиной часа в Гавану, на родину Фиделя Кастро. Единственное оживление наблюдается слева у стойки регистрации на наш рейс. Подходим и занимаем место в хвосте очереди. От нечего делать начинаем изучаем попутчиков. Шумные, говорливые и колоритные. Во многих я бы признал участников народных ансамблей. Во внешнем виде их багажа угадывался как минимум, упакованный симфонический оркестр. Тромбоны, барабаны, контрабасы и прочие габаритные инструменты выпирали из-под закрывающих их чехлов и попон. Показались первые представители принимающей стороны - строгие люди в костюмах со значками на груди. Я раньше читал, что многие в Северной Корее носят такие, но видел впервые. Они развивали активную деятельность, оживленно снуя взад - вперед и переговариваясь на незнакомом языке.
Стоя в очереди, я по советской привычке запаковал наши сумки в пленку. Подобные упаковочные установки - уникальная особенность России. Нигде в Европе подобного сервиса нет. Даже скотч купить в западном аэропорту представляется проблемой. Меня периодически подмывает подойти к какому-нибудь ответственному лицу аэропорта и с умным, проникновенным видом поинтересоваться целями и задачами подобной упаковки багажа.
-"Защита от влаги? Ваши самолеты пропускают воду? Безобразие, нам же через облака лететь!"
-"Крысы на борту водятся, и запах пленки их отпугивает? Могу подсказать фирму, которая быстро и недорого проведет дератизацию".
- "Ой, извините за безграмотность, наверно пленка защищает багаж от Космической Радиации".
Очень интересно, что мне ответят. Даже при реальном отсутствии случаев воровства из багажа аэропортам выгодно поддерживать страх пассажиров перед возможной кражей упаковки прокладок или "что там еще под руку попадется" из кармана сумки. Кому же иначе продавать пленку по цене 150 рублей за квадратный метр?
Девушка за стойкой регистрации смотрит на нас с интересом. Они летят ТУДА! Зачем? Естественно, интересуюсь:
- Часто летают самолеты в Пхеньян?
- Вообще не летают, ваш первый в моей практике - отвечает она, штампуя билет - Вы из какого ансамбля?
- Мы не из ансамбля, мы туристы.
- Как, туристы? Здесь же только артисты приглашенные летят, - не верит она.
- А мы вольные путешественники. Летим по собственному желанию, - отхожу от стойки, и замечаю, как странно она на нас смотрит. Впоследствии, я еще много раз сталкивался с таким непониманием и неверием со стороны попутчиков. До тех пор, пока наши группы не разделили в Пхеньяне.
Преодолевается рубеж паспортного контроля, и мы в "нейтральных водах". Стандартное посещение Дёти Фри, покупка чего-то самолетоконьячного и быстрая посадка на борт. Отмечаю про себя, что наш самолет не Ил-96, а среднемагистральный Ил-86, что странно, так как он явно без дозаправки до Кореи явно не дотянет…
Сорок минут как мы должны быть в воздухе, а у нас даже трап не убрали. Почти час ночи. Ждать взлета надоедает. Первый тост "за отрыв от полосы" уже сказан и выпит. Уже разлили по стаканчикам тост "За занятие воздушного эшелона" как в салон забегает мужичек, что - то говорит стюардессе и убегает. Через пару минут до нас доходит слух, что мужичек - это директор Госцирка, а причина задержки - неоформленные ветеринарные документы на циркового медведя, который летит с нами. Его для упрощения процедуры решили сдать в багаж как чучело. Дрессировщик сделал медведю внушение и приказал замереть. Медведь старался как мог, но когда его начали заматывать в пленку, душа артиста не выдержала и он выдал себя несколькими резкими движениями. "Объявление. Требуется заматывальщик багажа в пленку. Обращаться в аэропорт Шереметьево2".
Шутка, конечно, это от начала до конца, но все здорово повеселились. Еще 15 минут ожидания, и самолет приходит в движение, выруливает на полосу, следует стремительный разбег и мы в воздухе. До свиданья, Москва.
Те, кто хоть раз летал на существенные расстояния на восток, знает, как тяжело организм воспринимает плюсовую смену часовых поясов. Дело не только в их смене как таковой, но и в бессонной ночи в самолете. Со стороны кажется - какие проблемы, сел в кресло и уснул. Проснулся уже после посадки свежий и отдохнувший. Не тут то было. Причин - масса. Правила полетов запрещают пассажирам откинуть спинку во время взлета, набора высоты, снижения и посадки. (Логика в этом правиле есть - от того, какое расстояние пролетит в пространстве его голова перед ударом о переднюю спинку, зависит и размер его шишки на лбу и сумма иска страховой компании.) Если бортпроводник не видит степень застегнутости ремня, пассажир подлежит побудке и осмотру. В процессе полета пассажиру предлагается: свежая пресса, попить-выпить, вернуть грязные стаканчики, получить теплую влажную салфетку, вернуть ее после потребления по назначению, поесть, запить, еще раз запить (добавка), сдать посуду, купить что-либо в передвижном магазинчике, еще раз попить и сдать стаканчики. Итого 12 побудок в плановом порядке. Дополнительно, неопределенное число внеплановых: сосед в пятый раз захотел прогуляться в туалет; кто-то габаритной попой провел по лицу, протискиваясь по проходу; командир корабля посчитал своим долгом проинформировать дремлющий салон о высоте полета и температуре за бортом; затекла нога от скрюченной позы; и т.д. и т.п. Подытожив вышесказанное можно сказать, что нормально спать практически невозможно.
Начинало светать. Мы летели на восток, навстречу восходящему солнцу. Попытался сделать несколько кадров рассвета через иллюминатор, но ничего толкового не получалось. Мешало грязное стекло, большая высота и отсутствие облачности. В пологих лучах солнца внизу проступала Тайга. Бескрайние лесные просторы. Легкие планеты. Наверно, только пролетая над ней можно осознать, всю ее мощь, масштаб и величие.
Через несколько часов полета командир лайнера объявил, что мы будем садиться на дозаправку в Абакане. С географией у меня не очень :( и я поинтересовался у стюарда - "Абакан это какая страна?" "Не знаю" - пожал плечами тот, проходя мимо. Вот как! А в новостях нам рассказывают, как стюарды в одиночку ведут на посадку разгерметизированные самолеты. Обидно. С соседнего ряда подсказали, что Абакан - это Россия. Конечно, я мог бы и сам догадаться…
Два часа потеряно на посадку, заправку и взлет. Ничего интересного в аэропорту замечено не было. Разве что пообщались жестами с экипажем пожарной машины, стоявшей около нашего борта.
Примерно через час наш самолет проходил строго над Иркутском. Я в качестве эксперимента включил сотовый и поднес его к иллюминатору. Удивительно, но он поймал сеть. Быстро набрав московский номер, я услышал в трубке длинные гудки. Я ждал ответа, но никто не подходил к телефону - в Москве было раннее утро. Секунд через 15 связь оборвалась. Мы вышли из зоны покрытия сети. Через несколько минут самолет уже летел над Байкалом.
Во все поездки я всегда беру с собой GPS навигатор. Если заблаговременно загрузить подробные карты, то прибор помогает неплохо ориентироваться в незнакомой местности. В самолете, как и в автомобиле видно высоту, скорость, траекторию полета и, естественно, текущее местоположение. Почти как в кабине пилота. Если незаметно от пассажиров самолет захватят террористы и прикажут свернуть с курса, то это сразу станет мне известно. Непонятно, правда, что с этими знаниями делать, но тем не менее… Навигатор был со мной и в этот раз. Подробных векторных карт Северной Кореи, естественно, не нашел и пришлось ограничиться куском Гарминовской World Map. Детализация оставляла желать лучшего, но границы государств, основные города и магистрали были обозначены.
Мы обогнули Монголию и пересекли Российско - Китайскую границу. Километров за 200 до места назначения самолет начал снижение. На высоте 5 километров мы погрузились в дымку, которая становилась все плотнее. Солнечный свет постепенно мерк, а земля все не показывалась. Когда высотомер показал 400 метров, стало немного не по себе. За окном сплошная пелена, как в молоке летим. Корея - горная страна, причем вершины гор уже существенно выше нашего текущего положения. В аналогичной ситуации во Вьетнаме в 1995 году разбились три из пяти машин пилотажной группы "Русские Витязи". Врезались в горы в сплошном тумане. http://www.knights.ru/book.shtml#kamran Пока подобные мысли носились в голове, самолет вынырнул из нижней кромки облачности и внизу замелькали серые поля и постройки. Через минуту мы коснулись взлетной полосы. Здравствуй, Пхеньян.
У края взлетной полосы нас встретила машина с большой надписью "Follow Me" для сопровождения на стоянку. Первым в самолет зашел сотрудник медицинской службы для сбора информационных листков о состоянии нашего здоровья. Мы заполняли их в процессе полета, отвечая на вопросы типа "Чем болели в детстве" и "Требуется ли особый уход". Процедура носила формальный характер, и скоро мы уже были на улице. Первое, что бросилось в глаза - здание аэровокзала с портретом улыбающегося Президента Ким Ир Сена. Не зная еще местных порядков, я постеснялся сразу начинать фотографировать, поэтому фотографий прилета у меня нет. Все фото аэропорта сделаны уже перед отлетом. Около самолета царило оживление. Пограничники следили за порядком, местные стюардессы встречали у трапа, приветливо улыбались и предлагали занять места в автобусе. Расстояние до аэропорта было метров 200, можно было и пешком пройтись, но порядок есть порядок.
В турагенстве нас предупредили, что нашу группу будут встречать в аэропорту гиды. В первом зале аэропорта я пытался их найти, но тщетно. Встречающих была масса, но ни наших гидов, ни второй пары туристов, которые прилетели с нами, не было. Забегая вперед отмечу, что это был единственный случай, когда мы "потерялись". Все остальное время пребывания гиды были с нами неразлучны. Я стал обращаться ко всем подряд с вопросами. Когда узнавали, что я не из ансамбля, а "сам по себе турист" - таращили глаза и пожимали плечами. В конце концов, плюнув на все, мы пошли на паспортный контроль самостоятельно. "Какова цель Вашего визита? Фестиваль?" - спросила меня пограничница на английском. "Yes" - ответил я ей, чтобы в очередной раз не объяснять про туризм и получил штамп в паспорте.
Пройдя таможенный контроль, я оказался во второй части зала. Идти дальше было некуда, так как мы оказались у самого выхода на улицу, где в припаркованные автобусы осуществлялась посадка артистов.
- Так вот где вы, путешественники! - меня каким-то образом распознали Валера с дочкой Соней, приехавшие туристами, как и мы. Сразу подошла и наша гид. Валера с Соней прошли чуть раньше нас и гид, вероятно, встретила их и пошла сопровождать. Поэтому мы в первом зале никого и не встретили.
В этот момент начались некоторые проблемы. Моя сестра дошла до таможенного контроля, и у нее в сумке обнаружили GPS навигатор. Причем, обнаружили по выносной антенне на длинном свернутом кольцами проводе, который очень явственно проступал на "просветке". Тут же заявив, что мы следуем вместе и прибор мой, я выпихнул ее из зоны контроля и пошел разбираться.
В Москве нас предупредили, что в аэропорту у всех изымут сотовые телефоны, которые будут возвращены при отъезде назад. Почему-то светлая мысль о том, что у принимающей стороны могут возникнуть вопросы о целях привоза спутникового навигатора, у меня не возникла. А зря. Не стоило брать его с собой.
- Какова цель вашего визита? Какова цель привоза устройства? Для чего вы планировали его использовать? - перевела гид вопросы военного в офицерском чине, подошедшего для разборок.
- Цель визита - туристическая. Прибор привез, так как всегда беру его с собой в путешествия. Планировал использовать для определения положения на карте и записи трека. - Чистая правда. Я знал, что мы будем ездить по стране на автобусе и мне представлялось очень удобным держать прибор все время включенным, чтобы писался трек, а впоследствии я мог переписать наш маршрут дома на компьютер. Зачем? Да с той же целью, с которой туристы фотографируются на фоне достопримечательностей.
- Где вы взяли карту? В каких странах были.
- Карту загрузил с открытых источников. Она очень приблизительная, грубая. Только крупные города и основные магистрали. Я был в Чехии, Германии, Италии, Кипре. Обычно я брал там машину на прокат, и прибор очень помогал ориентироваться в незнакомой местности. Мне не сообщили о том, что ввоз подобного оборудования запрещен (чистая правда). Если бы турагенство указало про это в "памятке туриста", я бы естественно выполнил указание. Навигатор указан мной в таможенной декларации, равно как и свой сотовый телефон.
Последняя фраза успокоила пограничника, и он сообщил, что прибор вместе с сотовым телефоном будет сдан в аэропорту на хранение. Через пять минут я получил расписку, и мы пошли получать багаж.
Пункт выдачи багажа представлял собой навес, под который военные аккуратными рядами складывали сумки. Мы бродили между ними и искали свои. Удобно, все на виду и особой давки не наблюдается. Девушка в военной форме проверяет у выходящих багажные квитанции. Как только мы вышли, подошел наш водитель, подхватил сумку и понес ее к автобусу.
В автобусе уже сидел пятый и последний член нашей группы Лавр. Не знаю почему, но мы решили, что он иностранец и по-русски не разговаривает. Я даже успел с сожалением подумать, что общаться будет сложно, зато в английском попрактикуемся.
- Hello! Do You speak Russian? - поинтересовался я для наведения мостов с иностранцем при входе в автобус.
- Да, и практически без акцента, - ответил он на чистом русском.
Да уж, конфуз получился. Пришлось оправдываться. Лавр прилетел в Пхеньян рейсом Эйр Корё из Пекина незадолго до нас. Постоянно проживает в С.Петербурге, иностранцем не является, и не являлся. Но над его "иностранным происхождением" мы еще неоднократно подшучивали.
Итак, вся группа в сборе и мы отправляемся в отель.

Назад

Рейтинг@Mail.ru