Западноморский гидрокомплекс

Первая наша экскурсия - на Западноморский гидрокомплекс. День начался с завтрака в отеле. Стандартный "шведский стол", но с корейской спецификой в блюдах. Через час мы уже ехали по Пхеньяну. Помимо водителя, которого звали Ли Чан Хак, нас сопровождали два гида - Тен Ен Сук и Хан Гван Ир, причем последний не знал русский язык, только корейский и французский, так что общаться с ним было затруднительно. Мы проехали по нескольким центральным улицам города, мимо железнодорожного вокзала и выехали на улицу Кванбок. Район Кванбок расположен в Мангендэском районе. Главная магистраль района имеет ширину 100 метров и по шесть (!) полос движения в каждую сторону. Район был возведен за два с половиной года к 13-му Фестивалю Молодежи и Студентов, проходившему в Пхеньяне в 1989 году. Конечно, очень необычно смотрится такая широкая магистраль при таком незначительном количестве транспорта на ней, даже некоторое недоумение возникает по поводу целесообразности подобного строительства. Но, думаю, что архитектором Пхеньяна видней, а мы будем считать, что это шоссе строилось на перспективу, будем считать его дорогой в будущее.
Расстояние от Пхеньяна до Западноморского гидрокомплекса около 70 км. На Гарминовской карте указана только небольшая дорога, связывающая столицу с городом Нампхо. Ни дороги до гидрокомплекса, ни самого его вроде как нет вообще. На самом деле Пхеньян и Нампхо соединяет роскошная новая автомагистраль, отлично различимая на даже спутниковом снимке этого региона. Четыре (!) полосы движения в каждом направлении, изумительное качество бетонного дорожного полотна, разбитого на сегменты деформационными швами и практически полное отсутствие как попутного, так и встречного транспорта. Вдоль магистрали растут молодые деревья. К сожалению, когда мы посещали Северную Корею, была ранняя весна и листва еще не распустилась, поэтому фотографии выглядят серыми и безжизненными.
На трассе, по которой мы ехали, можно было проверить себя и свою машину, разгоняясь до предельных скоростей. Понятий радар, ГАИ, засада в кустах, штраф в Северной Корее нет. Есть посты на дорогах - милицейские, военные, возможно, какие-то еще. На всех въездах в Пхеньян посты стоят в обязательном порядке. Машины на них останавливаются и досматриваются, проверяются документы. Когда мы подъезжали к ним, военный флажком сигналил остановиться, но как только замечал на борту эмблему KITC, давал отмашку "путь свободен" и мы без остановки продолжали движение. В КНДР постов на дорогах много, на наши вопросы об их задачах гиды обычно отвечали "для безопасности". Может и так, но уж точно, не для взимания штрафов с проезжающих автомобилей :), примем их версию. Как я рассказывал выше, нас просили не фотографировать военные и милицейские посты. Так как я старался следовать инструкциям, фотографий постов у меня нет.
В нескольких километрах от Пхеньяна мы увидели колонну пионеров, бодро шагающих вдоль дороги в строну столицы. Я не знаю, как обстоят в КНДР дела с пассажирским междугородним сообщением. Возможно, с перевозкой такого количества людей возникают некоторые проблемы, а может просто расстояние, которое им предстоит преодолеть, небольшое для пешей прогулки.
Из-за незначительного количества автотранспорта, у водителей Северной Кореи выработался достаточно оригинальный стиль вождения. На совершенно пустой магистрали автомобиль совсем не обязательно будет держаться правого ряда (как предписано в российских правилах). Обычно движение происходит как можно ближе к центру дороги. Если полосы не разделены бетонным отбойником, то водитель может пропускать двойную сплошную непосредственно под центром своего автомобиля, либо на некоторое время перестроиться на встречную полосу движения. У меня сложилось впечатление, что при перестроении смотреть в зеркала заднего вида не принято, захотел - перестроился, зато при любом обгоне задняя обгоняющая машина всегда сигналит передней, предупреждая о скором своем появлении по левому ее борту и предупреждая от резкого маневра влево. Знаки ограничения скорости на дорогах есть, но скорость движения обычно выбирается "по фактическому состоянию дороги". Наш водитель ездил очень резво, особенно это проявлялось на горном серпантине. Наш автобус, новенькая Тойота с пробегом 50 тысяч, был в отличном состоянии и единственная проблема с транспортом, постигшая нас за все время путешествия - спущенное колесо. По дорогам Северной Кореи бегает большое количество автомобилей разных исторических эпох. Встречаются и новые Лэнд Крузеры и газогенераторные грузовички с топкой и кочегаром в кузове. Многие старые машины, сломавшись в процессе езды, ремонтируются на обочинах дорог. Грузовые машины - обычное средство междугороднего передвижения. Часто встречаются экземпляры либо с несколькими десятками человек в кузове, либо нагруженные до такого состояния, что габариты грузовика по ширине увеличиваются в два, а по высоте в три раза. И на вершине кучи может еще сидеть несколько человек.
О том, что мы въезжаем в первый город, свидетельствовал знак "Конец автомагистрали". Вероятней всего, это был город Чхонсан. Гид, конечно, рассказывала нам об этом, но на заметку себе я своевременно информацию не взял, поэтому сейчас приходится восстанавливать маршрут по карте.
Конечно, сразу ощущалось, что город провинциальный. Нет того столичного размаха и масштаба. Магистраль из пяти постепенно переходит в двух полосную, но тоже очень приличного качества. Пешеходы всюду вольно и где попадя переходят дорогу, отпрыгивая от проезжающих машин - уступать пешеходам дорогу здесь так же, как и в Москве не принято. Обязательный атрибут любого населенного пункта - стела, монумент или панно с изображением Ким Ир Сена одного или вместе с Ким Чен Иром. Во время праздничных мероприятий эти монументы являются центром событий, сюда устремляются жители населенного пункта для возложения цветов.
Вскоре мы выезжаем из города и продолжаем свой путь к Желтому морю.
84 процента территории КНДР занято горами и непригодно для земледелия. Чтобы прокормить население, для посадки сельскохозяйственных культур используется каждый клочок земли - все горизонтальные участки для посадки риса, склоны холмов, откосы и даже обочины - для посадки овощей. Во время нашего посещения страны шла интенсивная подготовка земель к посеву - распахивались поля, высаживалась из-под пленки рассада. При обработке земли в основном используется ручной труд и животные, преимущественно, волы. Наши гиды очень не хотели, чтобы мы фотографировали животных, поэтому привожу фотографии KFA.
Корейцы не употребляют привычные нам названия морей. Желтое море они называют Западным Корейским, Японское - Восточным Корейским. Из книги "Строительство в Корее": "Западноморский гидрокомплекс - великое творение корейского народа. Строители создали его за счет своего проекта, техники и материалов отечественного производства, проявив дух опоры на собственные силы и самоотверженной борьбы с трудностями… Своим самоотверженным трудом доблестные воины Корейской Народной Армии и строители завершили возведение гигантского гидрокомплекса за 5 лет. Правительством КНДР было вложено в его строительство 4 миллиарда вон."
По некоторым оценкам строительство гидрокомплекса стоило 4-6 миллиарда долларов, что чрезвычайно много для небольшой страны. Цель строительства - отгородить плодородную долину реки Тэдон от приливной волны, создать условия для орошения обширных территорий. Воды Западного Корейского (Желтого) моря открыты океану, поэтому высота приливной волны достигает 8 метров. Соленая вода попадала в русло реки, шла вверх по течению и затопляла поля. Строительство плотины позволило поднять уровень воды в реке и облегчить судоходство. Фотография из книги "Строительство в Корее":
Слева от плотины река Тэдон, справа Желтое Море.

Назад

Рейтинг@Mail.ru