Декоративная роспись – танчхон

В ценное культурное наследие, показывающее творческий ум и талант корейской нации, входит и танчхон. Танчхон – это декоративная роспись, украшающая колонны, стропила, стены, потолки и другие элементы здания рисунками и орнаментами.
Для предотвращения повреждения деревянных строений от гниения под воздействием внешней среды или расточения молями корейцы стали просто смазывать их минеральными красками. Впоследствии красили здания рисунками, то есть росписями. Так возникла декоративная роспись. Она имеет длительную историю и усовершенствованную систему с разнообразием жанров и методов.
По оформлению росписи танчхон разделяется на помтанчхон, кымтанчхон и морутанчхон.
Помтанчхон (безорнаментная роспись) является простой формой росписи, выполняемой без орнаментации, нанесением черной и белой красок на грунт. Он позволяет при меньшей затрате материалов и без сложных приемов придать зданию свежесть. Благодаря таким превосходствам он применялся широко.
Кымтанчхон (шелковая роспись) характерен тонкой орнаментацией и красочными рисунками на поверхностях разных элементов здания. Эта роспись применялась чаще всего для дворца или буддийского храма. Эту роспись называли «шелковой» оттого, что она была красивой, как шелк (кым – шелк).
Самой популярной из всех видов декоративной росписи был морутанчхон (орнаментальная роспись). Главная часть здания украшается орнаментом по разным мотивам, а остальная часть оставляется не крашенной или покрывается рисунками. Морутанчхон применялся на всех видов сооружениях и назвался еще чунтанчхоном (средний танчхон). Таким образом, он был переходным стилем.
В росписи использовались разные мотивы орнамента, частыми из них были цветки лотоса и граната, прудовики. Бывали здания, расписанные орнаментом десятков мотивов.
С раннего периода в Корее танчхон стал одним из важных декоративных элементов для деревянных сооружений и развивался как разнообразное и изысканное средство для украшения со стройной системой оформления, орнаментации и цветной гармонии. Уже в период трех государств он достиг высокого уровня развития. Свидетельством тому служит широко известная стенная роспись в гробницах периода Когурё. В большинстве случаев настенной росписи, изображавшей портреты и жанровые картины, камеры погребения обрисовывались как деревянное строение. Колонны, декоративные элементы между колонной и стропилом и продольные балки были расписаны разными узорами и картинами.
В период Корё (918 – 1392 гг.) танчхон продолжал развиваться. В декоративной росписи обычно соблюдался принцип «синий верх – красный низ»: верхнюю часть здания, т. е. находящиеся часто в тени деревянную часть между колонной и стропилом, потолок и стреха, красили синим цветом, а нижнюю часть, в частности находящиеся на солнце колонны, – красным. Этот принцип позволил зданию идеально вписываться в окружающую природу и выглядеть светлее. Декоративная роспись этого периода, сочетавшая гармонию красного и синего цветов с украшениями позолотой, серебром и медью, была очень красивой и изощренной. Не случайно, что побывавшие в Корее иностранцы восхищались разноцветным, красочным украшением зданий, говоря: «Захватывает дух вид здания».
В период династии Ли (1392 – 1910 гг.) декоративное содержание, орнаментация и цветные гаммы стали более изысканными и богатыми. В это время при специальном ведомстве были штатные расписчики, занимавшиеся декорированием королевского дворца и других важных зданий. В буддийских храмах тоже были монахи-художники.
До 16 века обычно применялся принцип «синий верх – красный низ», что придавало зданию впечатление уравновешенности и стабильности. С 17 века применялись разные краски и более тонкая красочная орнаментация. Вперемежку употребились теплые и холодные цветы. Словом, еще более разнообразились методы.
Благодаря государственной политике по сохранению национального культурного наследия сегодня декоративная роспись, имеющая многовековые традиции, сохраняется как ценности национальной культуры, обогащается по содержанию и форме и продолжает развиваться в соответствии с требованиями эпохи сонгун и стремлением народа.


Назад

Рейтинг@Mail.ru