Домашняя страница Артемия Лебедева | Отчеты Артемия Лебедева о других поездках

Северная Корея. Часть IV. Дороги и транспорт.

28 апреля — 06 мая 95 года чучхе (2006)


Наземные вестибюли станций метро выглядят совершенно затрапезно.


Внутри — турникеты высотой чуть выше колена (корейцы, в отличие, например, от китайцев, все невысокого роста). Над эскалаторным спуском надпись «Да здравствует полководец Ким Чен Ир — солнце 21-го века!».


Эскалатор очень длинный. Освещается весьма оригинально.


В составах по четыре вагона. Двери открываются руками, закрываются автоматически.


Перед архитекторами станций была поставлена задача: переплюнуть классические станции московского метро. Станционный зал тут в два раза выше нашего, а мозаику размером со всю путевую стену мы пока тоже не потянули.



Города отличаются практически полным отсутствием автомобилей. Все ходят пешком («очень полезно каждый день гулять 30-40 минут»), иногда ездят на переполненном общественном транспорте, состоящем из трамваев, троллейбусов и даже двухэтажных автобусов. Велосипед тут является роскошью и встречается относительно редко. По крайней мере, точно его выдают курсирующим по улицам сексотам (см. часть I).

Пешеходная зебра имеет оригинальный дизайн — две полоски, перерыв, еще две полоски, маленький перерыв, посреди дороги три полоски, потом симметричный повтор.


В Пхеньяне много подземных переходов, все играют в аккуратность — за переход проезжей части в неположенном месте штрафуют. При том, что обычно дорога выглядит так:


Дорожные знаки предупреждают водителей о наличии зебры синим знаком с пешеходом, перед которым заранее ставится еще и желтый знак, предупреждающий о синем.


При этом водители совершенно никогда не останавливаются перед пешеходами. Подъезжая к переходу, водитель начинает интенсивно гудеть, разгоняя толпу как стадо коров. Гид не могла мне объяснить такого отношения. Она не знает, как объяснить, что у людей отсутствуют рефлексы, связанные с реакцией на гул мотора. И не знает, что пешеходам можно иногда уступать. В городе пешеходов заставляют ходить по дорожкам и пользоваться зебрами. А в селах все идут по дороге так, как будто машин тут вообще не бывает:


У водителей, в свою очередь, отсутствует привычка смотреть в зеркала заднего вида — обычно там никого нет. Поэтому когда одна машина хочет обогнать другую, она начинает интенсивно бибикать — иначе водитель спереди ничего не заметит (справедливости ради надо сказать, что в Китае — то же самое).

Автомобильные развязки встречаются иногда в совершенно непредсказуемых местах. Вот эта, например, находится посреди ровного поля (хотя и проходит над железной дорогой):


Единственный указатель на заправку находился рядом с моей гостиницей в Пхеньяне. А в городе Вонсане водитель даже заехал заправиться. Бензоколонка находилась за каким-то совершенно неприметным забором. С дороги точно не догадаешься. Перед въездом на заправку все пассажиры должны выйти из машины. В этом месте я понял, зачем перед некоторыми заправками у нас иногда висят таблички «обязательная высадка пассажиров». В Северной Корее обязательная означает обязательная.

Вдоль дорог установлены скульптурные композиции, призывающие к безаварийной езде:


На автобусных остановках выстраиваются очереди из тех, кому идти домой или на работу больше получаса.


В Северной Корее не существует свободного перемещения автомобилей и людей — каждый человек привязан к своему городу. Чтобы поехать в другое место, нужно оформлять что-то типа командировки. Поэтому на всех дорогах стоят КПП. Контрольно-пропускные пункты оборудованы воротами на колесиках. Мой водитель начинал заранее гудеть и мигать фарами солдату, чтобы тот откатил ворота. По всей видимости, фарами на КПП мигают, когда в машине иностранец, чтобы не смущать гостя процедурами формальных проверок.


Светофоры в городе встречаются, но не работают. Единственный работающий светофор установлен напротив входа в мавзолей Ким Ир Сена. В остальных случаях с немногочисленными машинами справляются в столице — регулировщица, а в других городах — регулировщик.


Дорожные знаки показывают, как выглядят автомобили.


И не врут.


Тут в ходу (кроме Пхеньяна) грузовики с газогенератором, то есть на дровах. Едут такие грузовики не быстро, а дым идет как из паровоза. Естественно, они постоянно ломаются, народ из кузова выходит покурить, водитель копается под капотом. Снимать это совсем нельзя, пришлось даже стереть эту фотографию на глазах у гида:


Среди автопарка есть японские и южно-корейские модели. Но отдельно бросается в глаза количество Мерседесов, которые тут известны исключительно под названием Бенц (азиатская традиция).


Бенц — любимая машина северокорейских вождей. В мавзолее Ким Ир Сена кроме самой мумии установлен на вечную парковку SEL 500 на каких-то фарфоровых домкратах. Этим же можно объяснить выпущенные почтой КНДР марки с изображением Бенца. Отсюда же, видимо, и дизайн некоторых дорожных знаков (продается в виде футболки):


Монумент, посвященный 50-летию партии, состоит из трех рук с серпом, молотом и кистью, расположенных по кругу. Если встать в центр монумента и посмотреть наверх, увидим тот же знакомый логотип.




апрель—май 2006 г.

КНДР. I. Основные детали

апрель—май 2006 г.

КНДР. II. Оборона

апрель—май 2006 г. 

КНДР. III. Визуальная культура

апрель—май 2006 г.

КНДР. IV. Дороги и транспорт

апрель—май 2006 г.

КНДР. V. Бонус-трек




© 2006 Артемий Лебедев
Электропочта: tema@tema.ru


Назад

Рейтинг@Mail.ru